Глобальные изменения ОСАГо в 2019 году

ОСАГО была запущена в далеком 2000 году и до недавних времен существовала в жестких рамках и правилах. На данный момент, страховым фирмам допущена только одна вольность: они могут варьировать базовый тариф в определенном диапазоне, который умножается на поправочные коэффициенты. Сегодня базовый тариф может быть от 3234 до 4118 рублей. Но наши власть дали направление на либерализацию рынка. Коридор тарифов будет шире, а полисы будут с разными сроками действия и размерами страхового покрытия. Эти нюансы активно обсуждались весь 2018 год.

Например, центробанк, который регулирует отрасль ОСАГО, утвердил увеличение тарифных планок на 20% в обе стороны. Теперь тарифная сетка для владельцев легковых автомобилей составляет от 2746 до 4942 рублей. Это изменение усиливает конкуренцию между страховыми компаниями. Так же были пересмотрены ставки для мотоциклистов и юридических лиц. Ставки станут ниже на 10,9 и 5,7 % соответственно.

Так же радикально пересмотрят коэффициент возраста и стажа водителя. На данный момент в нем всего 4 уровня, что крайне мало для объективной оценки. В 2019 году введут 58 градаций, чтобы более гибко подходит к установке цены за страховой полис. Как утверждают авторы этой реформы, опытные автомобилисты будут платить меньше, а вот начинающим придется потратится, так как против них играет статистика аварийности.

В прошлое так же уйдут нашумевшие скандалы с «потерявшейся» скидкой за безаварийный стаж вождения. Страховщики специально «забывают» вводить поправочные коэффициенты в расчете на то, что не знающие клиенты заплатят больше. И это работает до сих пор, не все водители знают, что стоимость их страховки должна быть меньше из-за безаварийного вождения. Согласно новым изменениям, этот коэффициент обновляется один раз в год и действует в течении 12 месяцев.

Рекомендуем  Как работает ABS?

Описанные выше изменения уже утверждены. Они должны вступить в силу в первой половине 2019 года. Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА) по-разному оценивают степень подорожания ОСАГО. Регулятор говорит о среднем росте примерно на 1,5%, РСА – в пределах 5%. Но это «средняя температура по больнице». На деле же аккуратные водители с большим стажем станут, как нам обещают, платить меньше, а вот начинающие – заметно больше.

Обсуждаются и другие пункты реформы, однако сроки их вступления в силу пока неизвестны. Предложений немало. Среди прочего, звучит идея отказаться от коэффициентов территориального использования автомобиля и зависимости от мощности двигателя. Зато может быть введен новый коэффициент – в зависимости от количества нарушений водителем ПДД. Аккуратным будет считаться автомобилист, получивший за год меньше пяти постановлений. Такой подход, как ожидается, станет весомым экономическим стимулом для лихачей, чтобы пересмотреть манеру езды. После его введения страховка для них может начать стоить действительно серьезных денег.

Это основной принцип предлагаемой реформы: хорошие водители перестанут платить за плохих. Система коэффициентов ОСАГО станет более справедливой. В среднем сборы компаний должны остаться примерно на том же уровне, что и сегодня. Но вот их структура изменится. Любители нарушать ПДД и попадать в аварии станут заносить в офисы больше денег, нежели все остальные.

Конечно, это может привести к новой волне сознательных отказов от покупки страховки (по оценке РСА уже сейчас в России несколько миллионов человек ездят без полисов). Однако здесь должна помочь фиксация отсутствия ОСАГО с помощью камер на дорогах. Запуск этого новшества анонсируется давно, но за вторую половину 2018 года несколько раз переносился. Как только система заработает, в мегаполисах станет весьма накладно ездить, не заключив обязательный договор. Страховщики не сумели продавить повышение штрафа с 800 до 5000 рублей. И выписывать его будут не с каждой камеры, а не чаще раза в сутки. Но и 800 рублей каждый день – весомый аргумент, чтобы все-таки купить страховку.

Рекомендуем  Система зажигания

Сейчас ОСАГО можно приобрести максимум на год и только со стандартным покрытием – 400 000 рублей за «железо» и 500 000 рублей за ущерб жизни и здоровью. Предлагается ввести в оборот полисы со сроком действия до трех лет и расширенным покрытием до одного-двух миллионов рублей. Когда это может произойти, пока неизвестно.

Кстати, в сентябре 2018-го одно небольшое новшество уже было внедрено для электронных полисов ОСАГО. В законе прописали требования к сканам документов и запретили привязывать к одному телефонному номеру больше одного личного кабинета на сайте. А еще установили трехдневный период между датой заключения договора онлайн и сроком его вступления в силу. Это сделано для того, чтобы попавший в ДТП без полиса водитель не смог быстренько его купить и сказать страховой компании, что врезался буквально десять минут спустя.

Читайте также: